Перейти к содержимому


Фотография

Кризис 7 лет


Сообщений в теме: 10

#1 Off   Tea

Tea

    Отвечу на все вопросы!

  • Жители форума
  • PipPipPipPipPip
  • 2 768 сообщений
  • Город:Алматы
  • Возраст первого ребенка:15-09-2011
  • Сколько детей у Вас есть?:1

Отправлено 07 марта 2018 - 22:06

Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению.

 Современная возрастная психология, признающая качественные (а не только количественные) изменения личности ребенка в процессе его психического развития, считает закономерными возрастные кризисы развития. Один из них - кризис 7 лет. Расскажем о нем более подробно, поскольку именно кризис 7 лет близок к возрасту поступления в школу.

   В настоящее время большая часть детей поступает в школу в 6 лет, в начале седьмого года жизни. Успевают ли они пережить к тому времени кризис или нет? Как прохождение кризиса сказывается (или нет) на адаптации ребенка к школе?

  Прежде всего, остановимся кратко на современных представлениях о кризисе развития. Еще в начале прошлого века были выявлены и описаны кризисы психического развития ребенка, которые наблюдаются в 7 лет и в 3 года. Основной особенностью этих возрастов считалась внезапно возникающая неуправляемость ребенка, (его «относительная трудновоспитуемость» по выражению Л. С. Выготского), конфликты с окружающими людьми. Затем долгое время шли дискуссии на тему необходимости или случайности кризисов: является ли такое «нехорошее» поведение ребенка в определенные периоды жизни отклонением, которое следует срочно исправлять, или наступление кризиса продиктовано закономерностями психического развития ребенка.

   До сих пор существует представление о том, что критические явления даже в подростковом возрасте не являются глобальными и закономерными, что это лишь частичные проблемы, конфликты, нарушения взаимоотношений между ребенком и родителями, вызванные неправильным поведением последних. Эти представления развиваются в основном учеными, считающими, что психическое развитие — это в первую очередь накопление жизненного опыта, т.е. доминируют количественные изменения. В этом случае, конечно, логично предположить, что развитие должно происходить плавно, постепенно, эволюционно без скачков и кризисов.

   Если же мы придерживаемся взглядов на психическое развитие ребенка как на качественные изменение его личности, то мы должны признать, что качественные метаморфозы происходят чаще всего резко, скоропалительно, критично. Отсюда следует, что критические периоды (периоды резких изменений, сопровождающиеся нарушением взаимоотношений с другими людьми) являются закономерными и неизбежными в жизни каждого человека. Задача состоит только в том, чтобы пережить эти кризисы с наименьшими потерями. А для этого необходимо знать, что такое кризис, и в чем состоит специфика конкретного возрастного кризиса.

   Кризисы – это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

  Содержанием кризиса всегда является переход человека на новый уровень развития за счет осознания и присвоения новообразований предыдущего (относительно стабильного) периода. Например, к 3 годам освоив речь и предметные действия, ребенок только в кризисе 3-х лет становится субъектом собственных действий. Потому этот кризис и получил название — кризис «Я- сам» или кризис рождения самосознания.

   Кризис 7 лет первоначально был описан как трудность перехода к школьному возрасту. В этом возрасте ребенок впервые начинает различать внутренний и внешний мир. Он впервые понимает свои переживания как нечто, доступное только ему. Переживание начинает обобщаться, и у ребенка складывается внутреннее отношение, в том числе отношение к самому себе.

  До этого кризиса ребенок способен подчиняться некоторым правилам социальной жизни, но делает он это без внутреннего выбора. После 7 лет представленность норм и правил в сознании приводит к тому, что человек начинает соотносить каждое свое действие со смыслом правил (социальных норм). Отсюда возникают и симптомы кризиса: те правила, которые ребенок давно усвоил и всегда выполнял автоматически (например, мыть руки перед едой), теперь не выполняются до тех пор, пока он не уяснит себе смысл запрета или требования. Поэтому и возникают «паузы», когда ребенок «не слышит» обращенную к нему просьбу, и прочие способы избежать выполнения норм.

  Кроме того, появившаяся способность различения внешнего и внутреннего мира настоятельно требует апробации и уточнения. В связи с этим возникают манерничанье и бескорыстная ложь или хитрость. Ребенок все делает, чтобы внешнее и внутреннее различались еще больше, и фиксирует сам для себя это расхождение и реакцию взрослых  на свое поведение.

  Таким образом, важнейшим для школы результатом кризиса 7 лет является появление у ребенка способности различать внешнее и внутреннее и ориентироваться на смысл действия. Именно это дает возможность первокласснику вести себя не так, как хочется, а так, как следует, по внутренним мотивам без контроля со стороны.

  Произвольность действий и осознанность поведения в целом и являются основным содержанием готовности ребенка к школьному обучению. В терминах психологии это звучит как сформированность внутреннего плана действий, а в житейских выражениях — умение сначала подумать, потом сделать.

   Готовность ребенка к школе стала изучаться как психологическая проблема при появлении возможности поступления в школу с 6 или 7 лет. С самого начала психологи включали в это понятие не только запас знаний и представлений ребенка об окружающем мире, но и его способность произвольно действовать, руководить своим поведением, преследуя принятую цель.

   Существуют различные методики определения готовности к школе. Все они содержат разделы, направленные на выявление возможностей ребенка в различных сферах. Как правило, изучаются тонкая моторика (в том числе речевая), диагностируется способность к выполнению словесной инструкции, сформированность простейших логических операций и, естественно, имеющиеся представления о мире.

   Начало школьного обучения при несформированной готовности может приводить к таким нежелательным последствиям, как утрата мотивации к учению. Дело в том, что мотивационная готовность ребенка к школе не может быть выявлена его ответом на вопрос «Хочешь ли ты учиться?»

Даже утвердительный ответ на него не свидетельствует о сформированной учебной мотивации. Скорее всего, в ответе звучит просто стремление приобрести более высокий, более «взрослый» социальный статус. Это, конечно, хорошо, но этого мало. Исключительно познавательная мотивация также редко обеспечивает успешность обучения, поскольку может представлять собой простое любопытство без готовности прилагать усилия, чтобы его удовлетворить. Кроме того, в школе нередко приходиться работать и с материалом, который не является для ребенка абсолютно новым, т.е. любопытства уже не вызывает.

   Некоторые психологи подчеркивают положительную роль, которую играет в процессе обучения мотивация достижения (стремление к успеху). Неоднозначность влияния этой мотивации объясняется тем, что младшие школьники свой успех или неуспех в учебной работе сами осознать не могут и ориентируются прежде всего на оценку учителя, что чревато погоней за отметкой любой ценой, которая, к сожалению, часто поддерживается и родителями.

   Собственно учебная мотивация включает в себя и познавательную, и мотивацию достижения. Это можно сформулировать как стремление ребенка стать более знающим, и компетентным, а также готовность прилагать к этому все необходимые усилия. Результатом же учебы для ребенка с такой мотивацией должна стать не оценка или отметка, а ощущение возрастающей собственной компетентности, значимости, возрастание уверенности в себе.

   Итак, в кризисе семи лет утрачивается детская непосредственность, и ребенок начинает ориентироваться на смысл поступка или действия, на его социальную оценку. Постигнув различие внешнего и внутреннего, ребенок приобретает способность управлять своими импульсами и не все их реализовывать во внешнем поведении. Эта утрата детской непосредственности делает его способным к деловому общению, что является основой готовности к школьному обучениюнаряду с развитием произвольности поведения, формированием мыслительных логических операций и расширением представлений о мире.

 


#2 Off   Lulita

Lulita

    Нет времени на медленные танцы....

  • Модераторы
  • Модератор
  • PipPipPipPipPip
  • 8 864 сообщений
  • Город:Вормс,Германия, родилась и жила в Алматы
  • Возраст первого ребенка:00-00-0000
  • Сколько детей у Вас есть?:2

Отправлено 08 марта 2018 - 01:00

У нас не было кризиса 7 лет, был плавный и гладкий переход к школе. А вот сейчас, похоже кризис. Но я это не связываю с какими-то теориями, конкретно мой ребенок, конкретно в нашей ситуации, когда мать не может уделять столько внимания, сколько требуется конкретно этому ребенку.
Когда в семье сейчас выживает каждый как может, потому что я запустила все. Пару раз забывала приготовить обед ребенку. Благо, холодильник полный и она может уже сама о себе позаботиться. Страшно не само отсутствие горячего обеда, страшно чувствовать себя заброшенным матерью.
Мне её учитель в школе сказала, сразу стало заметно, что у вас нет времени.
А мне жаль и себя и ее. И хочется хотя бы один день в неделю посвятить только ей полностью, вообще семье, а не уборке и подготовке к проекту и отчетам. Но свет в конце тоннеля виден и хочется всё наверстать вдвойне. Хочется гулять с ребенком с легким сердцем и севестью, просто говорить с ней. И всё наладится обязательно.
Простите мой выпад, если что, наболело, мы вскризсе. Оттуда и куча мокрых носовых платков от просмотра фильмов о правильных матерях.

#3 Off   Tea

Tea

    Отвечу на все вопросы!

  • Жители форума
  • PipPipPipPipPip
  • 2 768 сообщений
  • Город:Алматы
  • Возраст первого ребенка:15-09-2011
  • Сколько детей у Вас есть?:1

Отправлено 08 марта 2018 - 01:15

Не понимаю я фразу "правильная мать", меня раздражают стереотипы и это бесконечное навязывание жизни исключительно ради и для детей, вопросы типа вы уже выбрали школу, а учителя, а по какой программе вы планируете учиться, а вуз?

Мне душно и я уверена, что детям душно от такой зацикленности на них, и чувство вины от того, что у тебя есть и другая жизнь - это это про тебя, а не про Машу) Мать особенно нужна в первые 1-3 года, а затем ребенок вполне переживет наличие у мамы других занятий. 

У меня часто не бывает времени, сейчас такой период, что мне и важно, и интересно быть сейчас вовне, а не только в семье. Когда ребенок просит внимания - даю, когда нет - позволяем друг другу отдыхать от общения.

И да, я особо не думала о школе, даже не уверена в этом или следующем году, и совершенно не знаю, какие у него в развивашке успехи, и не в одном месте неинтересны разговору на темы недостатков системы образования дольше 10 минут. 

Кризис у нас во всей красе, ужасно вредный, надоедливый, въедливый, драчливый, делающий вид, что не слышит, шумный, громкий, но интересный и любимый. Но устаем ужасно, воюем постоянно, Миша проверяет на прочность и устойчивость, спорит и выступает, комментирует и задирает, берет на понты, менторствует, и просто бегает и звенит, отстаивает свои границы агрессивно и демонстративно, в общем такой нормальный стандартный мальчишка в кризисе.


  • Lulita это нравится

#4 Off   Lulita

Lulita

    Нет времени на медленные танцы....

  • Модераторы
  • Модератор
  • PipPipPipPipPip
  • 8 864 сообщений
  • Город:Вормс,Германия, родилась и жила в Алматы
  • Возраст первого ребенка:00-00-0000
  • Сколько детей у Вас есть?:2

Отправлено 08 марта 2018 - 01:38

Разница в отсутствии гармонии с самой собой, которая передается и ребенку. Ты чувствуешь интерес и потребность быть вне, у меня потребность же заполнить пробелы, которые возникли у нас из-за моей загруженности. Это у меня год такой, полный рабочий день плюс необходимость хотя бы два часа посвятить подготовке, писанине и пр. Дома делаю только то что важно (стирка, посуда, например). Всё, с чем можно жить имеет всторостепенное а то и третьестепенное значение. Не гуляю просто ради прогулки, короче, включен режим выживания. Уроки проверяю через раз.
В общем, эти три года я не забуду никогда.
Сегодня вообще пришлось применять шоковую терапию, такого у нас еще не случалось.

#5 Off   Geritta

Geritta

    не стоит прогибаться под изменчивый мир...

  • Жители форума
  • PipPipPipPipPip
  • 2 798 сообщений
  • Город:Алматы
  • Возраст первого ребенка:14-07-2009
  • Сколько детей у Вас есть?:2

Отправлено 08 марта 2018 - 10:17

У нас тоже не было кризиса 7 лет. Тем более, дочь уже во втором классе была, все школьные вопросы тоже уже были решены. Кризис тоже сейчас, но так, местячковый, и вполне объяснимый (перестала быть единственным ребёнком в семье). В принципе, для кого-то даже не считалось бы кризисом. Просто очень старается понравиться, для чего использует все средства. Для меня очень тревожная ситуация

#6 Off   Tea

Tea

    Отвечу на все вопросы!

  • Жители форума
  • PipPipPipPipPip
  • 2 768 сообщений
  • Город:Алматы
  • Возраст первого ребенка:15-09-2011
  • Сколько детей у Вас есть?:1

Отправлено 08 марта 2018 - 13:00

У меня обычно если возникает вопрос - что же ты стал такой вредный - я обычно сразу проверяю на кризис. Если подходит - тревожность снимается, здесь сохраняю, чтобы не потерять инфо. Обычно это бывает так: живем, живем, живем, вреднее, вреднее, зашибись мозговынос - ЧТО ЭТО??? норма или психиатр нужен?) ааа, кризис, ок, тогда переживем. Основная проблема для меня лично - постоянный шум. Когда я знаю, что это этап такой - он легче воспринимается, так как на фоне шума начинается со стороны мужа и бабушек (что это с ним, почему он такой???). Теперь все поняли - кризис, перестали дергаться, где они плохие вдруг оказались).

У девочек вроде мягче и раньше проходит - особенность формирования каких-то отделов мозга, а мальчики агрессивные прямо скажем и очень непослушные, и очень подвижные, ну везде же лезет, все ломается, букварь сгрыз - не заметил, треш. Психолог сказал - норма. 

Еще интересно, как справляться в маленьком пространстве. Я, конечно, помню, что не сладко и больше не хочу. 

 

Извиняюсь за язык, мне лень формулировать четко.


Сообщение отредактировал Tea: 08 марта 2018 - 13:06


#7 Off   Geritta

Geritta

    не стоит прогибаться под изменчивый мир...

  • Жители форума
  • PipPipPipPipPip
  • 2 798 сообщений
  • Город:Алматы
  • Возраст первого ребенка:14-07-2009
  • Сколько детей у Вас есть?:2

Отправлено 08 марта 2018 - 22:49

А я все ещё пребываю в ощущении, что кризис в первую очередь у родителей, а ребёнок уже под него подстраивается и тоже начинает «кризисить». Когда я в норме и в форме, самые тяжёлые периоды проходят незаметно. Когда я - нет, на пустом месте у детей кризис возникает.
  • Lulita это нравится

#8 Off   Tea

Tea

    Отвечу на все вопросы!

  • Жители форума
  • PipPipPipPipPip
  • 2 768 сообщений
  • Город:Алматы
  • Возраст первого ребенка:15-09-2011
  • Сколько детей у Вас есть?:1

Отправлено 08 марта 2018 - 23:51

От родителей многое зависит, но не все надо валить на них, связь обоюдная всегда, в одну сторону не бывает. Вот если бы у него кризис был полгода назад, я бы поверила, что мне энергии не хватает или формы, а сейчас про форму неактуально ни в одном месте)

А если все опять сводить к родителям, то это как раз проявление того самого родительского невротизма (имхо), возникает вопрос - как раньше то дети выживали, еще и невротиками не были, лет этак 30-50 назад)


  • Geritta это нравится

#9 Off   Tea

Tea

    Отвечу на все вопросы!

  • Жители форума
  • PipPipPipPipPip
  • 2 768 сообщений
  • Город:Алматы
  • Возраст первого ребенка:15-09-2011
  • Сколько детей у Вас есть?:1

Отправлено 09 марта 2018 - 00:14

Я честно уверена, что на одного и того же родителя и его состояние разные дети реагируют совершенно по-разному)



#10 Off   Latenida

Latenida

    Увлекаюсь постепенно

  • Пользователи
  • Pip
  • 8 сообщений
  • Возраст первого ребенка:21-12-2010
  • Сколько детей у Вас есть?:1

Отправлено 10 июля 2018 - 18:20

Очень интересно, спасибо. "Утрачивается детская непосредственность" - очень жалко, я буду за этим скучать...



#11 Off   Manicopus

Manicopus

    Заглядываю время от времени

  • Пользователи
  • PipPip
  • 35 сообщений
  • Возраст первого ребенка:00-00-0000
  • Сколько детей у Вас есть?:Нет детей

Отправлено 14 июля 2019 - 03:50

С кризисом нужно бороться с помощью тех же аудиосказок. И я сам это знаю уже по своему опыту, потому что уже давно включаю ребенку аудиосказку про Теремок https://web-skazki.ru/book/teremok и ничуть не жалею, потому что именно благодаря аудиосказкам ребенок начинает активно развиваться, как по мне это крайне важно, чтобы понимать, что необходимо делать все что бы ребенка развивать и вот как раз благодаря такому способу это сделать может каждый родитель вообще. Удачи.






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Rambler's Top100 Все права защищены © 2008-2018 Karapuz.kz