http://www.psycholog...roshij-uchitel/«Хороший учитель – не тот, кто знает все ответы, но тот, кто постоянно ставит перед собой новые вопросы. Он носитель не истины, а любви к ней, воплощение усилий по ее отыскиванию. Истина для него – это увлекательный процесс. Никогда не завершенный, но влекущий, интригующий! И детей очаровывает это желание узнать».
Каким должен быть хороший учитель?
Хороший учитель прежде всего должен быть страстно увлечен своим предметом – так считает большинство участников опроса (67%), и этот ответ совпадает с мнением наших экспертов. Гораздо реже назывались такие качества, как умение объяснять материал (14%), готовность использовать нестандартные приемы (8%), заботиться о своих учениках (4%), требовательность и умение поддерживать дисциплину в классе (2%). Не то чтобы эти качества были не важны, но интерес ребенка к учебе родители ценят больше всего. А. Н.
*****
«Желание узнавать новое – это и есть желание учиться, – говорит детский психолог Галия Нигметжанова. – Задача учителя в том, чтобы поддержать в ребенке его желание в самом широком смысле – его жизненную энергию, стремление обладать знанием, присвоить его себе». Никакие увещевания тут не помогут: желание учиться пробуждается у ребенка только тогда, когда он ощущает его во взрослом человеке.
http://www.psycholog...roshij-uchitel/
Очень понравилось. Никогда ничего подобного и более красивого определения математики не читала
http://www.psycholog...smatematikoj/2/Александр Лобок, психолог: «Нужно преподавать математику как особую теорию красоты»
Psychologies: Почему у многих детей математика вызывает скуку, страх, отвращение?
Александр Лобок: Это означает только одно: она принципиально неправильно (для этого ребенка) преподается в школе. Множество детей переживают унижение математикой. Долгие школьные годы они испытывают чувство своей непроходимой математической тупости, а учитель поддерживает это чувство либо в щадящей форме («Что поделаешь, у него гуманитарные мозги!»), либо в циничной и злобной («Ну ты тупой!»). Тысячи учителей во всем мире убеждены, что математические способности – «от Бога» и что причина «невменяемости» миллионов детей, не понимающих математику, в их природной ограниченности. Тогда как задача школы – помочь каждому ребенку почувствовать математический азарт и желание заниматься. Если этот интерес и любовь возникнут, ребенок будет гораздо более успешен – в том числе и в традиционном математическом обучении.
Psychologies:Чаще всего проблемы возникают у детей гуманитарного склада. Как в них пробудить этот азарт?
А. Л.: Для детей-гуманитариев важно почувствовать смысл. А традиционная школьная программа довольно часто предлагает математику как набор абстрактной «цифири», даже не пытаясь объяснить ученикам, что математика – это прежде всего философия, позволяющая совершенно по-новому взглянуть на окружающий мир. Если же детям открыть дверцу в смыслы того, чем занимается математика, – у них появляется азарт и интерес. Например, когда объясняешь и показываешь, что математика – это такое особое волшебство, которое позволяет обсчитать весь мир. И значит, найти что-то фундаментально общее во всем мире. Например, все можно взвесить, измерить – на этом основании сравнить мальчика Петю, его любимую кошку и папин автомобиль. И вообще, оказывается, сравнить можно все во Вселенной! А еще дети не подозревают, что математика наполнена внутренней красотой, – им тоже об этом никто не рассказывает. А ведь любая последовательность орнаментов или игра архитектурных форм – это математика. И если детям преподавать математику как особую теорию красоты, это очень может их зацепить.
Psychologies:Но что же делать родителям, чьи дети учатся в традиционной школе и не справляются с математикой?
А. Л.: Это всегда глубоко индивидуальная проблема. Но общая рекомендация может быть такой: надо найти такого педагога, который по-настоящему увлечен и математикой, и детьми.
Если хороших учителей нет, то как вызвать в ребенке желание учиться? В цитате ниже вызвало улыбку предложение выделенное жирным шрифтом. Что значит "Родители не должны дублировать учителей"? Разве у учителей и родителей не одна задача? Не значит ли это, что современная школа вытеснила хороших учителей в погоне за баллами, рейтингами. Современная система образования нацелена на развитие памяти, путем заучивания предмета, которое оценивается тестированием, но никак не на получение знаний, на развитие мышления. Я каждый день наблюдаю за сыном, как он готовится к ЕНТ... я все более разочаровываюсь в системе образования, основанного на тестировании.
Что можем сделать мы - родители?
http://www.psycholog...segodnya-uroki/«Я ничего не понимаю!», «Никому это все равно не нужно!» – подобные заявления говорят лишь о сильном дискомфорте, который ребенок испытывает, когда не может справиться с уроками. Увы, если в ответ его лишают компьютера или телевизора, заставляют по десять раз переписывать одно и то же, это никак не мотивирует его и не помогает постичь смысл учения.
Родители не должны дублировать учителей. У них совсем другая роль – сохранить в ребенке радость жизни, любопытство, желание узнавать и способность удивляться. «Родители – не карающая инстанция, а «товарищи по несчастью», которые вместе с детьми проживают эти одиннадцать школьных лет, – говорит Галина Цукерман. – Если им важно, чтобы ребенок получал образование в широком современном смысле слова, им нужно позаботиться о том, чтобы углублять и разнообразить его интересы. Поддерживайте его потребность узнавать новое. Если в будний день вне школы происходит какое-то серьезное событие, которое может помочь ребенку найти себя, – пропустите школу! Дайте ему время увлечься той деятельностью, в которой он будет черпать вдохновение. Это то, чего зачастую не может сделать школа, но могут заботливые родители».
Интересно, а много ли учителей, которые так думают о своих учениках?
http://www.psycholog...ki-iotlichniki/Всякий ребенок талантлив, говорим мы безответственно и не задумываясь. Во-первых, это правда. Во-вторых, значит, что и всякий человек талантлив. В-третьих, мы ответственны за то, чтобы этот талант реализовался. Надо только быть внимательнее и терпимее. Вдруг в вашем ребенке, в вашем незадавшемся фигуранте человечества, есть особенное.
Один учитель рассказал мне замечательную историю. Он работал в школе для одаренных детей. Но был в его классе мальчик, который попал по блату, от знакомых родителей. Он внятно отставал в учебе. Руководство настаивало на том, чтобы его отчислить. Учитель взял его на поруки.
Парень был и правда заторможенным. Однажды на математике он сдал работу последним, и, боже, что это была за работа! Темными лабиринтами он проходил к решению простой задачи. Но именно эти темные лабиринты поразили учителя. Мальчик как будто не знал о простом решении, шел сырым, странным путем. Своим. То есть был, пусть и несуразно, оригинален. А класс-то был из отличников.
С тех пор прошли годы. Все одноклассники выросли людьми достойными, сделали профессиональные карьеры. Но только этот заторможенный, оригинальный ученик стал преуспевающим бизнесменом. Регулярно пересылает школе деньги и при встрече улыбается. Такие бывают дела.
Лучше верить, чем не верить. Вот и вся мораль.
А следующая статья очень понравилась, ведь если ребенок не делает домашнее задание это еще не означает, что он ничего не знает и не хочет учиться))))
Но 29 января я сломалась, в час ночи все-таки уложила ликующего сына и сама раскрасила карандашами задание по «окружающему миру».
Я надеюсь, что родительское сообщество простит мне это. Я обещаю больше так не делать. Я найду рычаги и освою новые подходы «к станку». И прежде чем кто-нибудь бросит в меня камень, пусть прочтет нижеприведенный диалог — к тому моменту шел пятый час битвы:
– Юра... окружающий мир... тут вот, в учебнике, надо на вопросы ответить. Как можно узнать, что Земля круглая?
Лежит на полу, лениво тычет пяткой в сторону глобуса.
– Я тебя спрашиваю, ну?..
– Наааадооо посмотрееееть на глооообуууус...
– А если у тебя нет под рукой глобуса?
– Купиииииить глооообууус....
– Ну я серьезно же!
– Я устаааааал... Ну хорошо, надо слетать в космос.
– Прекрати жрать бумажку!!! Как движется Земля?
– Я еееесть хочууууу... (Видит мои сверкающие бешенством очки, садится.) Нуууу онаааа движется там куда-тооо... или не двииижется... и воообщееее.... (бодренько) я вот сегодня на тренировке так Никите дал по протектору, что он упал, но он не ревел, потому что у меня же пояс...
– !!!
– (Торопливо.) Ну Солнце движется вокруг Земли. Точнее, это Земля вокруг. Ну. Солнца. И вообще это все фигня и шляпа. Вот Бетельгейзя...
– ?!?!?
– Бе-тель-гей-зя! Она большая, больше солнца этого твоего дурацкого. Маааам, ты тут не докрасилааааа окияяяяяян на глобусееее...
Я перечитала все статьи в «psychologies.ru» в разделе «родители». И после прочтения статьи «Кто такой «хороший учитель»?» решила задать этот вопрос здесь. А были ли у вас любимые учителя? Почему вы их выделили среди других? Что в них было такого? Что они вам дали?
Если кого смущает большое количество букв, прошу прощения... ну очень волнует тема
И напоследок "Искусство читать с азартом" Вот если бы так преподавали, чтобы было интересно.
http://www.psycholog...hitat-sazartom/