Предлагаю для ознакомления парочку статей.
Одноразовые подгузники — блага цивилизации!
На этот раз я предлагаю поговорить об одноразовых подгузниках (у нас прижилось название «памперсы» хотя это всего лишь торговая марка). Ко всему, что преподносит нам прогресс, следует относиться очень осторожно, особенно когда речь идет о маленьких детях. И потом нужен ли нам такой прогресс, если поколения до 90-х годов (уже прошлого века) учились пользоваться горшком к 1,5 годам и формировали у себя стойкий навык к 2-м годам, а многих современных детей в 3 года только собираются начинать учить пользоваться горшком?
Природой предусмотрен естественный механизм формирования многих функций, рефлексов, и навыков. Важную роль в развитии ребенка играют простые причинно-следственные связи (если делать так — получишь это, если чувствуешь это — далее происходит то и т. д.). Какую же роль в формировании мочеиспускательного рефлекса и умения пользоваться горшком для ребенка играют одноразовые подгузники?
Как все происходит естественным образом? Рассмотрим процесс на примере животных — млекопитающих, живущих рядом с нами кошек и собак. Новорожденные щенки и котята часто нуждаются в материнской помощи для мочеиспускания и дефекации. Далее процессы налаживаются, щенки и котята испражняются самостоятельно, но еще не могут контролировать процесс. Именно в этот момент устанавливается первая причинно-следственная связь: сначала я чувствую данное напряжение, затем происходит расслабление и я лежу в луже. Поскольку оказываться в луже по несколько раз на дню холодно и противно — малыши довольно быстро учатся сползать с подстилки «на газетку». С возрастом животные все лучше обучаются управлять процессом мочеиспускания и дефекации, и начинают делать это в определенное время и в определенном месте.
Нечто подобное происходит, когда ребенок одет в обычные подгузники: у малыша быстро устанавливается причинно-следственная связь и уже к полутора-двум месяцам такой малыш проявляет беспокойство, когда собирается помочиться или покакать и внимательная мама может высаживать малыша над тазиком. Ребенок в такой ситуации быстро и надежно учиться управлять процессами дефекации и особенно мочеиспускания. Такие дети довольно рано перестают мочиться по ночам в постель и легко обучаются пользоваться горшком.
Что происходит, когда ребенок постоянно носит одноразовые подгузники? Момент мочеиспускания никак не отмечается, поскольку ощущения в подгузнике до и после практически идентичны. Малыш привыкает мочиться часто, небольшими порциями и не испытывает необходимого сигнального напряжения, а следовательно не осознает происходящий процесс и возможность его как-то контролировать. В моей практике встречалось очень много детей страдающих энурезом (недержанием мочи) и многие из них — это дети которые постоянно носили одноразовые подгузники до 2-х и даже до 3-х лет. Так же ко мне обращаются мамы 2-х и 3-х летних малышей, у которых трудности с приучением ребенка к горшку. Многие их этих детей отлично понимают, чего именно от них добиваются родители — мочиться в горшок, но они не знают, что для этого нужно сделать, так как не понимают, как это происходит. И тогда психотерапевту приходится за несколько недель проводить их через процесс формирования мочеиспускательного рефлекса и научения управлять сфинктерами своего организма (который естественным образом длится несколько месяцев).
Вторая важная вещь — психоэмоциональное развитие и соответствующее возрасту половое созревание. На каждом возрастном этапе ребенок проходит определенную стадию развития и важную роль в этом играет возможность знакомиться со своим телом и процессами в нем происходящими. Психоэмоциональное развитие напрямую связано с чувством удовлетворения, которое ребенок испытывает в различных ситуациях. Умение контролировать все большее число процессов — важная причина для детского удовольствия. Малыш должен иметь возможность рассматривать различные части своего тела, наблюдать процессы (мочеиспускания и дефекации), и рассматривать результаты своих трудов (многие дети с интересом не только рассматривают содержимое горшка, но и пытаются потрогать, размазать и попробовать на вкус). Все это важные вещи в развитии ребенка и если мы лишаем его таких возможностей мы делаем его развитие однобоким и в старшем возрасте ему придется столкнуться с достаточным количеством проблем.
И одно мое личное наблюдение, так как у меня 2-х летняя дочка то мне приходится довольно часто бывать на детских площадках. И наблюдая за детьми, я заметила одну особенность, которая тоже касается вопроса об одноразовых подгузниках: мальчики которые достаточно долго постоянно носят одноразовые подгузники (до 2-х лет и старше) не вырабатывают навыки поведения (обращения со своим телом) свойственные их анатомическим особенностям. Они привыкают, что у них между ног постоянно присутствует довольно толстая прокладка (подушка) и когда их начинают выводить гулять без подгузников они на протяжении 2-3-х недель нещадно бьются своими яичками о различные элементы детской площадки. У них нет навыка правильно садиться или перелезать через перекладину и им приходится учиться таким болезненным опытным путем.
Конечно, одноразовые подгузники очень облегчают жизнь родителям маленьких детей. Это очень полезная вещь, когда вы отправляетесь с ребенком в гости или к врачу или на прогулку. Но мне кажется не стоит использовать их постоянно и надо стараться расстаться с ними как можно быстрее (до 1,5-2-х лет). Необходимо дать возможность формироваться естественным навыкам и идти к естественному развитию. На свете существует много одноразовых вещей, которые облегчают нашу жизнь, но мы пользуемся ими не постоянно, а от случая к случаю. И я предлагаю вам отнестись к «памперсам» ну скажем как к одноразовой посуде: ей удобно пользовать на пикнике или на даче, но никто не ест из нее постоянно.
Васильева Екатерина, психотерапевт
Психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская
0 — 6 месяцев: Высадите меня!
У молодых родителей обычно создается впечатление, что свои большие и маленькие нужды ребенок справляет беспорядочно и не отдает себе в них отчета, реагируя только на дискомфорт от мокрых пеленок. Но стоит неспеленутому малышу в одной рубашечке побыть несколько дней на руках у мамы, кормиться грудью, как вы заметите: по большому ребенок ходит или во время еды, ненадолго отрываясь от груди, или сразу после. О намерении пописать сообщает характерным плачем-хныканьем, кряхтением, «повышенной задумчивостью». Наблюдая за новорожденными и грудными детьми, мы выяснили, что они «просятся» даже ночью: покряхтывают, хнычут, ворочаются. И если мама не слышит, малыш может разразиться плачем. Вы, наверное, и сами видели: ребенок вдруг начинает плакать, будто у него что-то заболело — например, во время кормления, — и мама никак не может его утихомирить. Попробуйте в этот момент повернуть его спинкой к себе, держа под ножки, он сделает свои дела, и успокоится. Мы предполагаем, что такое поведение новорожденного объясняется остатками первобытных инстинктов самосохранения: если мочиться и испражняться на маму, она будет источать запах, привлекательный для врагов. Значит, в целях выживания свои делишки надо делать так, чтобы мама и ребенок оставались сухими и чистыми.
6 — 8 месяцев: Хочу делать это сам
Научившись ползать, малыш часто стремится добиться независимости и в «туалетных» делах: сопротивляется «высаживанию», старается делать свои делишки без свидетелей. Это очень важный этап: до сих пор в контроле за мочеиспусканием и дефекацией участвовала мама, а теперь ребенок сам учится контролировать свои отправления.
8 — 15 месяцев: Что со мною происходит?
Примерно в это же время обычно возникают игры с накаканным и написанным, которые приводят родителей в недоумение. А ребенку просто надо понять процессы, происходящие с его телом, надо разобраться, что это такое появляется, откуда и почему. Мы наблюдали, как дети щупают, рассматривают свои «произведения», причем любят делать это в одиночестве. Мы стараемся им в этом не мешать. Приучаем делать свои дела на газетку (или специальный моющийся коврик), убираем за малышом, но никогда не ругаем. Чувствуя поддержку (какой молодец, как хорошо все сделал, давай вытрем тряпочкой), дети быстрее проходят этот этап — за 2-3 месяца. Но если малыш изучает не только свою дефекацию, но и реакцию мамы, такие игры могут растянуться на год и более.
15 — 18 месяцев: Я хочу в туалет!
Разобравшись с особенностями своего тела и установив связь между позывами и следующими за ними отправлениями, малыш начинает привлекать внимание окружающих к своим нуждам — «проситься». Он может взять маму за руку и отвести в то место, где она его высаживает, может заявить о своем желании определенными звуками.
С 18 месяцев: А как это делают все?
По нашим наблюдениям, ребенок начинает реагировать на горшок как на отхожее место тогда, когда между ним и мамой появляется некоторая дистанция, и он начинает воспринимать отношения между другими людьми и включать себя в эти отношения. Это происходит примерно с 1,5 до 2 лет. До этого времени мы не пытаемся «усадить» малыша на горшок. Сначала мы вводим горшок в интерьер. Хорошо, чтобы на нем посидел кто-то из старших детей, показал, как это делается. Мы окружаем горшок игрушками. Поначалу ребенок делает свои дела рядом с горшком, играя игрушками. Через некоторое время мы помогаем ему переместиться на горшок.
Я встречала разных мамочек, которые практикуют высаживание с рождения либо с 2-3 месяцев. Сама уже распознаю, когда сын хочет покакать, а вот с пописать - проблемы, ни выражение лица, ни телодвижения малышика ничего мне об этом желании не говорят.
Уже недели 2 веду подробный дневничок сынули с целью "научным" путем установить "время Х"
для тех или иных действий.
Мамы, если вы обладаете положительным опытом раннего высаживания малышей, давайте делиться советами и секретами.